Первичные и вторичные омрачения

Первичные и вторичные омрачения — разница и суть

Ко мне пришел такой вопрос:

«Здравствуйте! Еше, можете ли рассказать по подробнее про первичные и вторичные омрачения? Как они возникают у нас, в чем их основная, так сказать причина? Благодарю за ответ!«

Прежде всего, хочу поблагодарить, за конкретный и четкий, ясный вопрос, хорошо сформулирован. Что касается омрачений или килес (завес или препятствий, того, что удерживает), в целом они проявляются от нашего предыдущего опыта, который их и взращивает. Этот опыт может быть любым позитивным или негативным, суть в том, что опыт подогревает нашу привязанность или отвращение и этим стимулирует рост и развитие сначала первичных (невежества, алчности, страсти) потом вторичных клеш или омрачений (похоти, злобы, ненависти и тп).

Первичные клеши (килеса), как уже было сказано — это в полной мере результат нашего предыдущего опыта, который был накоплен нами с безначальных времен, так как мы,(здесь и далее, мы — это собирательный образ сознаний и личностей, которые жили и умерли, растворились), или наше сознание, которое накапливало в себе те или иные поведенческие реакции на уровне стереотипного мышления.

Отсюда и возникает понятие Эго, эгоизм, эгоцентризм, но об этом отдельно…

Что касается вторичных или побочных негативных эмоций — они тоже часть нашей повседневной жизни, хотя мы стараемся их не замечать, легко увидеть их в состоянии страха, стресса, растерянности, гнева, безумия  и тп. Т.е. вторичным омрачениям как правило предшествуют более мощные эмоциональные состояния, когда человек целиком или частично утрачивает контроль над собой и своими эмоциональными проявлениями. По идее, это ничто иное, как проявление тех же первичных клеш и эго-опыта, но только более развитого и ярко выраженного.

омрачения в буддизме

Что является важной сутью и того и другого, т.е. превичных омрачений и вторичных омрачений, конечно, тут можно увидеть одну основу для омраченного состояния и поведения — это наш бурный и неуспокоенный, взбаламученный ум. Успокоение ума решает все проблемы, с одной стороны готовит ум к восприятию и отбрасывания опыта, с другой стороны к отбрасыванию всех видов омрачений и того же Я или Эго. Это универсальное решение, которого нет ни в одной религии мира, и ни одного религиозное учение, кроме буддизма не дает столь четких и ясных инструкций к преодолению страдания и в нахождении подлинного счастья и любви.

противоядия против омрачений

С другой стороны, кроме отбрасывания клеш и его источника и успокоения ума через буддийские методы есть еще и другой метод — культивирование важных благих качеств в уме или практика противоядий.  Что вполне себе актуально на всех этапах Пути. Этот способ тоже действенен и может принести вам пользу, если по каким-то своим причинам вы пока не можете практиковать медитацию или глубокие практики Сутры и Тантры.


Оставьте комментарий