Десять земель

Десять земель Бодхисаттвы

Десять земель для Бодхисаттвы
Десять земель для Бодхисаттвы

Систематизируя характеристики десяти земель (бхуми) по «Сутре золотого света» и Мадхьямикаватаре мы увидим такое описание:

1. Обладающий Высшей Радостью (санскр. pramudita, досл. «радостность», «весёлость»).

Обладание «неизмеримой радостью» (санскр. мудита-прамана) означает обладать умом всепроникающей любящей доброты и сострадания, сорадуещийся счастью освобождающихся от страданий живых существ. При достижении бхуми «Обладающий Высшей Радостью» происходит осознание пагубности и порочности таких качеств живых существ, как гордость, уничижение, надменность, презрение, ревность, и зависть.

На бхуми «Обладающий Высшей Радостью» у бодхисаттвы возникают мысли, присущие тем, кто «вышел из дома». Деяния бодхисаттвы достигают совершенства, и это также вызывает у него «высшую радость».

«Знаком» этой бхуми является виденье бодхисаттвой, что все миры наполнены неисчислимыми (по количеству) и безграничными (по разнообразию) сокровищами».
При прохождении этой «ступени» у бодхисаттвы возникают два препятствия-незнания (кит. «умин»). Первое «незнание» заключается в признании существование «Я» и дхарм. Второе «незнание» заключается в страхе перед перевоплощением в сансаре.

На этой «ступени» бодхисаттва следует дана-парамите и руководствуется пятью законами (кит. «у-чжунфа»): 1) наличием «корня веры» в живом существе; 2) состраданием; 3) отсутствием мыслей об удовлетворении плотских желаний; 4) охватом деяниями всех живых существ без исключения; 5) намерением (стремление) овладеть всеми знаниями (дхармой).
Бодхисаттва первой бхуми обретает способность самадхи называемом «Чудесное сокровище» (кит. «Мяобао саньмоди»).

Дрелпа Донсал (Спхутартха) поясняет:

«Чистое сияние реализации – это радосная ступень, путь постижения; совершенное овладение осуществлённым состоянием одного аромата – это путь подлинной медитации. Поскольку последнее требует не медитации, это – предельный путь».

Как ясно выражено в этой цитате, первая ступень, путь постижения, – это просветление недвойственного осознавания или союза осознавания и присущей ему пустоты. Раскрытие такого постижения – это путь истинной медитации, коя включает ступени со второй по десятую.

2. Безупречно Чистый (Непорочный) (санскр. vimalā; досл. «отсутствие грязи»).

На этой бхуми бодхисаттва очищается от всех, даже мельчайших пылинок грязи, преодолевает любые нарушения обетов и все ошибки.

«Знаком» этой бхуми является видение бодхисаттвой, что все миры имеют ровную, как ладонь, поверхность, расцвеченную неисчислимыми по количеству и безграничными по разнообразию чудесными красками, что они подобны чистым и редким сокровищам, величественному (блистательному) сосуду.

При прохождении этой бхуми у бодхисаттвы возникают два препятствия-незнания. Первое «незнание» относительно ошибок преступления даже мельчайших предписаний. Второе «незнание» относительно начинания различных дел.

На этой «ступени» бодхисаттва следует шила-парамите и руководствуется пятью законами:

1) «три вида дел» (действия тела, речи и мысли) должны быть «чисты»;

2) не поступать так, чтобы живое существо порождало внутренне присущую и внешнюю причину появления заблуждений и страстей (кит. «фаньнао»; досл. «заботы и мучения»);

3) закрывать «плохие пути» и открывать врата к хорошим мирам;

4) превзойти «ступени» шравак и пратьекабудд;

5) делать так, чтобы все добродетели стали «полными».

Бодхисаттва второй бхуми обретает способность самадхи называемого «Способность к любви и радости» (кит. «кэайлэ-сань-моди»).

3. Сияющий (санскр. prabhakari; досл. «сияние»).

На этой бхуми свет и сияние неисчислимых знания, мудрости и самадхи бодхисаттвы не могут сдвинуться в сторону (отклониться), или преломиться (разбиться).

«Знаком» этой «ступени» является виденье бодхисаттвой, что он мужественнен, здоров, в броне, вооружён Законом, величественен. Он видит, что всё зло может быть сокрушено.

При прохождении этой «ступени» у бодхисаттвы возникают два препятствия-незнания. Первое «незнание» заключается в том, что нельзя пока ещё получить то, что сейчас необходимо. Второе «незнание» относительно того, что можно помешать чудесному действию и всё побеждающему всесодержащему (т.е. «дхарани»).

На этой «ступени» бодхисаттва следует кшанти-парамите и руководствуется пятью законами:

1) бодхисаттва способен подавить алчность заблуждения и страсти;

2) не жалеть себя самого и своей жизни, не стремиться к спокойному и радостному существованию (имеется в виду мирское благополучие), прекратить думать об отдыхе;

3) думать только о делах приносящих пользу живым существам, встречать страдания и быть способным их терпеть;

4) думать о сострадании и делать так, чтобы добрые корни живых существ достигли зрелости;

5) добиваться постижения «глубочайшего закона о нерождении».

Бодхисаттва третьей бхуми обретает способность самадхи называемом «Трудно двигаемое» (кит. «наньдун-саньмоди»).

4. Пламенный (Распространяющий Свет) (санскр. arcismati; досл. «пламя»).

На этой «ступени» бодхисаттва посредством знания и мудрости сжигает все заблуждения и страсти, усиливая свет и сияние мудрости, он достигает частичного просветления.

«Знаком» этой «ступени» является виденье бодхисаттвой, как во все четыре стороны света под порывами ветра разлетаются различного рода чудесные цветы и полностью покрывают землю.

При прохождении этой «ступени» у бодхисаттвы возникают два препятствия-незнания. Первое «незнание» того, что ощущение радости вызывает привязанность к достижению равности. Второе «незнание» того, что мельчайшие чудесные чистые дхармы стремятся к радости, любят радость.

На этой «ступени» бодхисаттва следует вирья-парамите и руководствуется пятью законами:

1) нет радости в существовании вместе с заблуждениями и страстями;

2) нельзя обрести спокойствие и радость до тех пор, пока добродетели неполны;

3) не должны рождаться мысли об отвращении к делам, которые трудно и мучительно выполнять;

4) посредством великого сострадания добиваться пользы для всех и помогать всем живым существам созреть до спасения;

5) дать обет стремиться к достижению «ступени невозвращения».
Бодхисаттва четвёртой «ступени» обретает способность самадхи называемом «Невозвращение» (кит. «бутуйчжуань-саньмоди»).

5. Труднодостижимый – (санскр. sudurjaya; досл. «трудная победа»).

На этой «ступени» бодхисаттва осознаёт, что хотя в высшей степени трудно достичь самостоятельного существования и всё побеждающего знания при помощи упражнений в медитации, но тем не менее видно, что заблуждения и страсти, которые трудно сломить, всё-таки сломить можно.

«Знаком» этой «ступени» является виденье бодхисаттвой, как женщины, украшенные чудесными драгоценностями, украшают их, бодхисаттв, тела драгоценными ожерельями и надевают им на головы венки из цветов.

При прохождении этой «ступени» у бодхисаттвы возникают два препятствия-незнания. Первое «незнание» того, что имеется желание повернуться спиной к жизни и смертям. Второе «незнание» того, что имеется желание ощутить вкус нирваны.

На этой «ступени» бодхисаттва следует дхьяна-парамите и руководствуется пятью законами:

1) ухватить все благоприятные дхармы и сделать так, чтобы они не рассыпались;

2) постоянно желать освобождения и не становиться привязанным к двум крайностям;

3) желать достижения (получения) чудесных проникновений и приведения живых существ к вызреванию добрых корней в них;

4) сделать чистыми «миры дхарм» и очистить мысли от грязи (накипи);

5) прерывать изначальные заблуждения и страсти в живых существах.

Бодхисаттва пятой «ступени» обретает способность самадхи называемом «Драгоценные цветы» (кит. «баохуа-саньмоди»).

6. Проявляющийся (санскр. abhimukti; досл. «появление перед»).

На этой «ступени» бодхисаттвой проявляется «Движение дхармы», познаётся их истинная суть то, что они иллюзорны, проявляются также и «мысли не привязанные к знакам», т.е. усваивается идея об иллюзорности феноменального мира.

«Знаком» этой «ступени» является виденье бодхисаттвой, как к пруду со цветами из семи драгоценностей опускаются четыре лестницы, повсюду золотой песок, чистый, без грязи. Пруд наполнен водой обладающей восемью добродетелями (лёгкостью, чистотой, прохладой, мягкостью, тонкостью, ароматом, невозможностью напиться досыта (из-за её необыкновенного вкуса), отсутствием каких-либо вредных последствий от питья). Прогуливающиеся в окрестностях этого пруда так же украшены различными «волшебными цветами» (упала, кумуда, пундарика) и получают радость и чистоту, которые ни с чем не сравнимы.

При прохождении этой «ступени» у бодхисаттвы возникают два препятствия-незнания. Первое «незнание» заключается в том, что он видит истину в потоке дхарм, проявления которых конституируют феноменальный мир обусловленный законом зависимого происхождения. Второе «незнание» того, что перед ним проявляются грубые знаки, на самом деле являющиеся лиш иллюзией.

На этой «ступени» бодхисаттва следует праджня-па­рамите и руководствуется пятью законами:

1) всегда оказывать благодеяния буддам, бодхисаттвам, а также тем, кто пробудился до знания сути бытия, находиться вблизи них, не вызывать к себе неприязни с их стороны и не поворачиваться к ним спиной;

2) постоянно с радостными мыслями слушать глубочайший Закон, который проповедуют будды и татхагаты и который неисчерпаем;

3) радоваться знанию доброго различия между всё побеждающими деяниями – истинными и мирскими;

4) видеть в самом себе действие заблуждений и страстей и быстро прерывать их и очищаться от них;

5) в полной мере овладевать светлыми законами пяти искусств мира (грамматику, искусства и математические науки, медицину, логику, эзотерические знания, доступные лишь посвящённым).

Бодхисаттва шестой «ступени» обретает способность самадхи называемом «Пламя солнечного ореола» (кит. «жиюаньгуаньян-саньмоди»).

7. Далеко Идущий (Далеко Зашедший) (санскр. dūraṇgama – ūraṇ «далеко, далёкий» + gama «идущий»; досл. «следующий вдаль»).

Так как бодхисаттвы вечно следуют мыслям не имеющим волнения, объёма, знаков и практикуют самадхи «Освобождение», то на этой ступени они чисты и свободны от препятствий.

«Знаком» этой «ступени» является виденье бодхисаттвой, как перед ним живые существа падают в ад, и при помощи силы бодхисаттв он не даёт им пасть. Живые существа не испытывают ущерба и вреда, а также не испытывают страха.

При прохождении этой «ступени» у бодхисаттвы возникают два препятствия-незнания. Первое «незнание» заключается относительно проявления в действии мельчайших знаков. Второе «незнание» того, что об отсутствии знаков думают с радостью.

На этой «ступени» бодхисаттва следует упая-па­рамите и руководствуется пятью законами:

1) различать у живых существ их осознание радости и мысли связанные с заблуждениями и страстями, полностью и глубоко быть в этом осведомлённым;

2) ясно представлять в мыслях все лечебные средства против неисчислимого количества дхарм обусловлинных заблуждениями, страстью, алчность, похоти и т.п.;

3) использовать самостоятельное существование благодаря которому выходят из сосредоточения на великом сострадании и входят в него;

4) что касается парамит, то желать следовать им и всеми полностью овладеть;

5) желать пройти через все законы будд и постичь их все без остатка.

Бодхисаттва седьмой «ступени» обретает способность самадхи называемом «Осуществление всех желаний» (кит. «ицеюань-жуи-чэнцзю-саньмоди»).

8. Hепоколебимый (санскр. a-calā, досл. «не-движный, не-колебимый).

Овладение бодхисаттвой мыслями, не имеющими знаков, ведёт к достижению самостоятельного существования, и действия всех заблуждений и страстей не способны заставить эти мысли двигаться.

«Знаком» этой «ступени» является виденье бодхисаттвой, как по обе стороны от них находятся цари львов, чтобы их охранять. Все звери их боятся.

При прохождении этой «ступени» у бодхисаттвы возникают два препятствия-незнания. Первое «незнание» того, что следует умело использовать постижение, отсутствие знаков. Второе «незнание» заключается в том, что к самостоятельному существованию как правило привязывают знаки.

На этой «ступени» бодхисаттва следует пранидхана-па­рамите и руководствуется пятью законами:

1) мысли о том, что все дхармы изначально и впредь не рождаются и не исчезают, не существуют и не несуществуют, обретают спокойное состояние;

2) мысли, познавшие самый чудесный Закон (принцип) всех дхарм, отдалившиеся от грязи и ставшие чистыми, обретают спокойное состояние;

3) мысли, преодолевшие все знаки и нашедшие свою основу в татхате, не деятельные, не имеющие различий, неподвижные, обретают спокойное состояние;

4) мысли, сделавшие своим желанием принесение пользы живым существам и пребывающие в мирской истине, обретают спокойное состояние;

5) мысли, одновременно вращающиеся в шаматхе и випашьяне, обретают спокойное, состояние.

Бодхисаттва восьмой «ступени» обретает Колесо Невозможности Отступления (авивартика) и способность самадхи называемом «Проявление перед глазами просветлённого состояния» (кит. «Саньцянь чжэнчжу саньмоди»). Бодхисаттвы, начиная с восьмого уровня и выше, обладают полной властью над звуком. Они способны различать все смысловые оттенки, а также воздействие любого звука в данной ситуации. Вот почему они могут произносить самые лучшие и наиболее благотворные звуки в виде мантр.

9. Добромудрый – (санскр. sadhumati; досл. «добрая мудрость»).

Объясняя различия разного рода дхарм, бодхисаттва достигает на этой ступени самостоятельного существования, отсутствия тяжёлых переживаний, беспокойств; возрастают его знание и мудрость; его самостоятельное существование не имеет препятствий.

«Знаком» этой «ступени» является виденье бодхисаттвой, как чакравартин со своей свитой оказывает ему благодеяния пищей и одеждой, что над его головой белые зонтики и что его тело украшено бесчисленными драгоценностями.

При прохождении этой «ступени» у бодхисаттвы возникают два препятствия-незнания. Первое «незнание» заключается в недостаточном ещё умении уяснить смысл Закона, а также имена, фразы и писание. Второе «незнание» заключается в том, что способности в красноречии не соответствуют желаниям.

На этой «ступени» бодхисаттва следует дала-парамите (санскр. bala-pāramitā; кит. ли-боломи, парамита силы) и руководствуется пятью законами:

1) посредством силы правильного знания возможно прекратить следование мыслей всех живых существ по хорошим и плохим мирам;

2) можно сделать так, чтобы все живые существа вступили в глубочайший и чудеснейший Закон;

3) все живые существа вращаются в кругу жизней и смертей и, следуя карме, правдивым образом узнают обо всём;

4) посредством силы правильного знания можно различить и узнать три природы корней всех живых существ;

5) можно соответственным образом проповедовать живым существам Закон и сделать так, чтобы живые существа переправились к освобождению – всё это благодаря силе знания.
Бодхисаттва девятой «ступени» обретает способность самадхи называемом «Сокровищница знания» (кит. «чжицзан»).

10. Облако Дхармы (санскр. dharmamegha; тиб. chos-sprin;  досл. «Закон-облако»).

Тело Закона подобно пространству, знание и мудрость подобны великому облаку. Они способны заполнить всё и всё покрыть. В знак достижения бодхисаттвой десятой бхуми, все будды проливают ему на голову воду из «Облака Дхармы», признавая и подтверждая обретение им состояния Царя Закона (дхарма-раджа). Бодхисаттва десятой бхуми может сам выбирать форму своего существования и иметь одновременно множество воплощений.

«Знаком» этой «ступени» является виденье бодхисаттвой как тела татхагат излучая золотое сияние, наполняют всё вокруг неизмеримо чистым светом. Бесчисленные цари-брахманы оказывают им почтение, совершают в их пользу благодеяния. Татхагаты вращают «чудесное колесо Закона».

При прохождении этой «ступени» у бодхисаттвы возникают два препятствия-незнания. Первое «незнание» того, что в великих чудесных проникновениях ещё не достигается выявления самостоятельного существования. Второе «незнание» того, что мельчайшие тайны ещё не способны привести к просветлению и освободить от мирских дел.

На этой «ступени» бодхисаттва следует джняна-па­рамите и руководствуется пятью законами:

1) во всех дхармах можно различить хорошее и плохое;

2) отдалившись от чёрных и белых дхарм, ухватывают истину;

3) быть способным не питать неприязни и радости к жизням и смертям и нирване;

4) наполненное счастьем знание следует по всем без исключения местам;

5) с окроплённой головой, которые победили, способны постичь все необщие дхармы будд (дхармы, присущие только Будде), а также все знания.

Бодхисаттва десятой «ступени» обретает способность самадхи называемом «С храбростью продвигающееся вперед» (кит. «юнцзинь-саньмоди»).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s